В испанской корриде последний удар тореадора должен быть точным. Чтоб смертельно раненный бык, в загривок которого воткнут семидесятисантиметровый клинок, рухнул замертво – его нужно добить. Иначе животное будет бороться за жизнь и нападать на врага еще минут пятнадцать. Зрители предпочитают наблюдать эффектную развязку, а не кровавую агонию. Мгновенная смерть – это удар дескабельо (коротким клинком) между пятым и шестым позвонками. Такой удар тореадоры отрабатывают на обычной бойне. Официально это, конечно, не разрешено, но начинающие тореро договариваются с хозяевами скота в частном порядке.
В Португалии коррида завершается тем, что быка связывают и уводят. Делают это форкадос – команда из двенадцати – пятнадцати крепких молодцов, которые выстраиваются в ряд и прыгают прямо на быка. Первый – как правило капитан – бросается между рогов. Форкадос – единственные добровольцы на арене. Им никогда не платят за выступление, и даже сделать карьеру они не рассчитывают – ни один форкадо еще не стал тореадором, это не принято.
“Конный балет перед разъяренным быком” в трех актах – именно так именуют свое шоу португальцы. А себя они называют тавромахическими наездниками, хотя вообще имя конного тореадора – рехонеадор. (Рехон – название полутораметровой пики, которую испанцы используют в первом терцио, то есть в первой части конной корриды. Лезвие рехона – тридцать сантиметров в длину и четыре в ширину. На нем есть насечки, как на гарпуне, – чтобы клинок, глубоко всаженный в тело животного, не выскользнул. Кровь, стекающая по специальному желобу, отнимает у быка силы на протяжении всех трех терцио.) Португальцы быка не убивают и гордятся тем, что их оружие, фарпа, менее болезненно. На конце фарпы – острый крючок длиной в два сантиметра, который втыкается в подкожную жировую сумку на холке быка и там застревает. По болезненности это сравнимо с уколом иголкой для человека.
Еще одно отличие испанского сражения от португальского – длина бычьих рогов. В пешей испанской корриде рога спиливать не полагается: на конце должен оставаться алмаз – небольшой и очень твердый нарост. Правда, сейчас это правило повсеместно нарушается – матадоры не хотят рисковать. В конном варианте испанской корриды укорачивать рога на два сантиметра разрешается по правилам. Португальцы считают это нечестным. Бык знает длину своего рога, и, когда она меняется, удар становится не таким точным. Чтобы не лишать противника его оружия, но и не подвергать партнера (лошадь) риску, португальцы надевают на бычьи рога кожанные наконечники, укрепленные изнутри сталью.
Всадник появляется на арене с самого начала, а победу матадора обеспечивает целый коллектив. Пикадоры на тяжелых лошадях в непробиваемой попоне в первой части испанского действа орудуют длинными пиками, чтобы не только раздразнить быка, но и частично парализовать его: их задача – всадить лезвие в спину так, чтобы повредить трапециевидную мышцу. После этого бык будет сражаться с опущенной головой и поднять человека на рога не сможет.
Португальцы изобрели несколько способов повысить риск и покзать свое уважение к противнику, самый важный из них – фронтальная коррида. Быку дается преимущество перед человеком и лошадью – всадник не имеет права атаковать первым, а лошадь, галопируя на месте, должна подпустить быка максимально близко, и только потом уйти вправо или влево, давая хозяину возможность воткнуть в холку быка бандерилью.