Борьба защитников животных и сторонников боёв быков, ставших за 1300 лет неотъемлемой частью испанской культуры, завершилась в Каталонии победой первых. В ответ на петицию об отмене "варварских" традиций, которую подписали 180 тысяч человек, парламент Каталонии принял закон о запрете корриды с 2012 года. Это вызвало бурную реакцию в обществе. Одни называют это триумфом народа Каталонии, другие — уничтожением национальных традиций. Корреспондент "Эхо" Тина Катаева попросила Лидию Артамонову прокомментировать ситуацию.

— Корриду в Каталонии запрещают. Как вы, профессиональная торера, оцениваете действие властей?
— Так же, как все тореадоры мира. Считаю, что это попытка уничтожения многовековых традиций. Запрет боя быков результат сепаратистских настроений. Каталонцы — особый народ, они ищут любой повод, чтобы обособиться, отделиться. Если бы не быки, в качестве, простите за каламбур, "козлов отпущения" были бы гомосексуалисты или кто-то ещё. Различные виды корриды проходят в Португалии, на юге Франции, в Колумбии, Венесуэле, Перу, Эквадоре и Мексике, но именно Испания — родина пешей корриды. Но в Каталонии об этом забыли.

— Как родилась коррида в Испании?
— В древние времена у жителей Иберийского полуострова убийство быка, почитаемого священным животным, было ритуальным языческим обрядом, символизирующим победу. В период борьбы с маврами бычьи бои приобрели особый смысл. Благодаря Родриго Диасу де Бивару, известному как Сид Воитель, жившему в XI веке и прославленному в "Песне о Сиде", коррида стала символом национально-освободительной борьбы.

После завоевания Испании маврами в 711 году страна была раздроблена, многие её жители принимали ислам. И тогда, в эпоху Реконкисты — возврата земель Испании, Сид в качестве идеи, способной объединить нацию, предложил тавромахию как символ победы добра над злом, он провозгласил лозунг "Так хочет Бог!". Кстати, этот девиз был вышит на моих боевых знамёнах.

— Христианская церковь идею поддержала?
— Да, и коррида стала символом торжества христианства над маврами-мусульманами. Позже бои быков стали развлечением благородного сословия и любимым зрелищем испанцев.

— Как сейчас духовенство относится к боям быков?
— В католических странах покровителями корриды считаются Богородица и святой Георгий. Всадник на белом коне символизирует свет, а чёрный бык — силы мрака. Бой с ним всегда имел мистический смысл, а тореодоры совершали паломничество, чтобы поклониться Богородице Макарена в Севилье и Фатимской Богородице в Португалии. Я сама прошла 75 километров до фатимского храма и поняла, что значит выражение "кровавые мозоли". Для профессионалов коррида — это служение, и, помимо паломничества, ежегодное благословение священником тореадора и лошади на бой обязательно.

— Сторонники запрета корриды утверждают, что бои быков смотрят только туристы.
— Неправда. Коррида — это национальный вид спорта и любимое зрелище, на которое испанцы регулярно приходят семьями. В печатных изданиях корриде уделяется не меньше места, чем футболу. В Испании паломничества тореадоров проходят в мае. Самые крупные корриды происходят по религиозным праздникам. Их транслируют все каналы. А туристы это "одноразовые" зрители.

Более того, у запрета корриды есть серьёзный экономический аспект — работы могут лишиться десятки тысяч человек. А боевых быков за ненадобностью истребят, ведь в качестве мясомолочного скота они не пригодны.

— Чем отличаются боевые быки от обычных? Неужели вам не жаль бедных животных?
— Быков мне не жаль. Это дьяволы во плоти! Бойцовский, или испанский, бык ничего общего с привычными быками и коровами не имеет. Это агрессивные, жаждущие крови животные. Они убивают себе подобных и добивают ослабевших от ран сородичей, а телята нередко забивают своих братьев и сестёр.

Самые опасные "бойцы" весят около полутоны, разгоняются до 30 километров в час и могут перевернуть самосвал, а высота их прыжка — 2 метра. Они сражаются лишь раз в жизни: испанцы убивают их сразу на арене, а португальцы отправляют на бойню. Лучших оставляют для племенного разведения.

— Чем отличаются португальская и испанская коррида?
— Это два абсолютно разных мировоззрения. В основе португальской тавромахии лежит уважение к своему смертельно опасному врагу — быка не убивают и не калечат. У испанцев "момент истины" убийство. Даже контракт подписывается на конкретное количество животных. Тореро наносит рехон смерти — удар копьём в холку быка, где проходят кровеносные сосуды, идущие к сердцу, и смерть наступает мгновенно. Но когда попадают в лёгкие кровь брызжет из ноздрей и пасти, животное бьётся в конвульсиях. Зрелище не для слабонервных. Но это не повод уничтожать многовековую традицию.

— Коррида, несомненно, опасна. Часто ли погибают тореадоры?
— За свою карьеру матадор получает до 20 ранений рогом, всаднику же корнада не грозит. Но падения, которых за сезон бывает 1-2, могут иметь тяжёлые последствия, поэтому пешие ассистенты из квадрильи отвлекают быка.
Тореадоры погибают на арене крайне редко. Общая статистика показывает, что тяжёлые травмы получают 10 процентов всех торерос, причём в 9 случаях из 10 страдают новички.

Источник: “Эхо планеты