Традиция обрядовых игр и боев с быками насчитывает многие столетия. Еще во втором тысячелетии до нашей эры на Крите и в Микенах бык играл значительную роль в жизни людей. Тому можно найти подтверждение в огромном количестве изображений быков и боев с ними на сосудах, фресках, печатях, в бронзе.
На Крите игры с быками имели культовый характер, они были связаны с обрядом плодородия и размножения скота. Главная роль в этих играх принадлежала девушкам, жрицам культа – пасифаям.
В Микенах же игры с быками носили спортивно-зрелищный характер, а главная роль отводилась мужчинам, которые в то же время являлись собственниками игровых быков. В этих играх имела значение не только ловкость акробатов – владельцев, но также и тренированность самого быка. С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков. Надо отметить, что игры с быками восточного Средиземноморья являются некими предшественниками современных боев с быками, которые сегодня можно увидеть в Испании, на юге Франции, в Португалии и Латинской Америке.
Интересно, что игры с быками имели место не только в древней Греции, но также в других странах и у других народов, занимающихся разведением крупного рогатого скота. Например, в Нигерии у африканского племени Фульбе, в южной Индии у племени Мараваи, и в Байонне у басков можно наблюдать похожие игры. Игры с быками племен Фульбе и Мараваи существовали в более примитивной форме, чем на Крите и в Микенах.
У племени Фульбе игры заключаются в следующем: быка привязывают за заднюю ногу и два человека держат его на привязи, третий участник держит в руках веревку, укрепленную на рогах животного. Быка раздражают. Третий участник постепенно укорачивает веревку, подтягивается до самых рогов и проделывает на них различные гимнастические управжнения. Иногда он усаживается на шею быка, пользуясь его рогами как параллельными брусьями.
Также интересны игры с быками в южной Индии у племени Мараваи. Быков возбуждают громкими криками и барабанным боем и гонят через барьеры. Задание заключалось в том, чтобы сорвать украшение, привязанное к рогам быка и при этом ловко избежать ударов рогами разъяренного животного.
У басков игры с быками наиболее приближены по форме своего исполнения к крито-микенским зрелищам. Надо отметить, что в них наряду с тренированными акробатами участвуют любители из зрителей. Для игр рога быков обвязывают мягким войлоком во избежание несчастных случаев. Так поступают не только в Стране басков, но и в Индии, на Крите и в Микенах.
У басков существует два типа игр с быками. Первый заключается в следующем. Посередине арены ставят скамью, на нее встает человек в белом одеянии, который находится в постоянном движении. Выпускают разъяренного быка, который, видя перед собой движущуюся фигуру, стремительно бежит на нее, желая пронзить рогами. Но вдруг фигура в белом замирает, превращаясь в статую. Бык, думая, что перед ним твердый предмет, резко останавливается и оседает на задние ноги. Затеи медленно подходит к фигуре, обнюхивает ее и отходит.
Другого типа игры очень напоминают крито-микенские зрелища. На арену выходит группа мужчин и подростков, которые раздражают быка красными тряпками. Затем один из участников, наиболее смелый и ловкий акробат отделяется от других. Бык, увидев отдельного противника, бросается на него, а когда он наклоняет голову, чтобы поддеть смельчака на рога, акробат упирается в голову быка руками и прыгает через него. Менее тренированные участники осуществляют прыжок через быка с помощью шеста.
Также стоит обратить внимание на детские игры с быками. Навстречу мчащемуся быку бежит мальчик и прямо перед быком падает на колени. Бык, чтобы не споткнуться, широко расставляет ноги и проносится мимо, не задевая участника.
Игры с быками в древнем Риме являются, возможно, пережитком греческих “таврокатапсий”, но также не исключено, что они восходят к местным играм с быками в позднем родовом обществе среди этрусков.
В отличие от критских и римских игр, в которых, во-первых, тренировали быка, а, во-вторых, отношения между человеком и быком были партнерскими, в испанской корриде бык предстает как необузданная, устрашающая сила, но в то же время это существо, обреченное на смерть. Кроме того, бои с быками существовали здесь еще до появления римлян. Первое упоминание об испанской корриде восходит приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры. Об этом свидетельствует камень, найденный в стене деревенского дома в Клунии. На камне изображен человек с мечом и большим щитом, стоящий напротив небольшого бычка.
Современное название боя с быком (corrida de toros) буквально означает “бег быков”. Оно пришло от собирательного названия народных развлечений с быками. В этих развлечениях пробеги и процессии занимали важное место. Не исключено, что коррида связана с культом быка. Единый когда-то обрядовый ритуал мог распасться на отдельные элементы, которые сохранились в изолированном виде вплоть до XX века в отдельных районах Испании. С первых веков нашей эры и приблизительно до VIII века, до арабского завоевания, прекращаются какие-либо упоминания о корриде. Вероятно, бои с быками носили народный характер и не находили отражение в письменных источниках.
В начале XI века в мусульманской Севилье арабы устраивают корриду по поводу каждого торжества. Позднее и христианские рыцари начинают устраивать бои с быками. Говорят, что первый рыцарь, поразивший быка копьем, был Сид Кампеадор. Рыцарские корриды были событием исключительным и проводились преимущественно в дни свадебных торжеств. Жених должен был вонзить бандерилью, украшенную лентами невесты, в холку быка. Такой обычай можно было наблюдать во времена Альфонса X в деревнях Экстремадуры. В 1124 году, в год свадьбы Альфонса VII и доньи Беренгелы, дочери графа Барселонского, среди других торжеств была проведена пышная коррида. В средние века тореро чаще всего сражались на коне и были одеты и вооружены почти так же, как в бою или на турнире. Также была устроена коррида в связи со свадьбой дочери Альфонса VIII доньи Урраки с королем Гарсиа Наваррским. Но надо отметить, что в те времена бои с быками устраивались не только в Испании. Например, в 1332 году в Риме состоялась коррида, на которой погибло на рогах быков много простого люда, 19 кабальеро, а еще 9 других кабальеро были ранены. В связи с этим происшествием бои с быками в Италии были запрещены, в то время как в Испании люди с каждым днем все более совершенствовались в искусстве тауромахии. В XIII веке Альфонс X издал указ, в котором выступления в корриде за деньги являлось позором. С тех пор поощряется безвозмездное участие в боях с быками с целью проявления своей смелости и бесстрашия перед разъяренным животным. В этих корридах быка не убивали. Но наряду с этими “рыцарскими” корридами, в которых главная роль отводилась всаднику с копьем (garrochista) существовали народные праздники, бои, лишенные каких-либо правил, в которых быку противостоял “пеший” матадор. Так, вплоть до XVIII века в Испании, не соприкасаясь друг с другом, существовали две линии развития корриды: народная и аристократическая, которые впоследствии вылились в один национальный праздник.
Надо отметить, что не раз корриду пытались запретить. В 1567 году папа Пий V в особой булле проклял корриду и запретил ее проведение под страхом смерти. Он писал, что “есть еще многие, которые в разных городах в тщетном хвастовстве силой и смелостью в публичных и частных представлениях сражаются с быками, что приводит к смертям и ранениям и представляет большую опасность для душ”. Папа в своем указе угрожал отлучить от церкви любого участника корриды. Сменивший его Григорий XIII ограничился в 1575 году запрещением участвовать в корридах кавалерам духовно-рыцарских орденов, а Сикст V в 1586 году запретил присутствовать на корриде духовным лицам. Корриду никогда не могли запретить полностью. Запрещение игр с быками в праздничные дни было единственным, чего время от времени удавалось добиться духовенству в деревнях. Даже когда в 1704 году власть в Испании перешла к Бурбонам и королевские корриды были запрещены как жестокий и варварский обычай, в деревнях продолжалось проведение боев с быками, в которых, как мы уже говорили, главную роль играл “пеший” матадор.