Очередной всплеск дебатов по вопросу: "Быть или не быть корриде в Мексике?" начался в этой стране после того, как пришло сообщение о запрете такого вида зрелищ, принятое парламентом испанской автономной области Каталония. Противники и сторонники боев быков вновь вступили "в схватку", выдвигая серьезные доводы "за" и "против" представления, которое в латиноамериканской стране имеет исторические корни.
Главным доводом противников коррид является жестокость по отношению к животным и то, что интерес к проведению этих зрелищ в Мексике в последние годы значительно снизился. В свою очередь, сторонники боев быков указывают, что этот "праздник", воспетый знаменитым американским писателем Эрнестом Хемингуэем и другими литераторами, является частью мексиканской культуры. К тому же, по их мнению, гибель быков во время схватки с матадором куда "достойнее", нежели смерть животных на бойне.
Мексиканская ассоциация по защите прав животных указывает, что помимо жестокости по отношению к быкам, коррида — совсем не безопасное зрелище, причем не только для непосредственных участников, но и для публики. Действительно, в Мексике отмечались случаи трагического исхода боя быков, когда разъяренное животное прорывалось за ограждения и наносило ранения и увечья зрителям. Доставалось и тореадорам. Например, в апреле одно из подобных представлений едва не закончилось трагедией для испанского мастера Хосе Томаса, который получил очень тяжелые ранения.
Некоторые из сторонников запрета боев быков заявляют, что жестокость по отношению к животным способствует росту насилия в обществе. При этом они ссылаются на одно из исследований ФБР США, проведенное среди 36 заключенных, которые совершили убийства. Оказалось, что 46% из них в детстве издевались над животными.
В свою очередь, некоторые мексиканские ведущие телепрограмм, посвященных боям быков, указывают, что на Каталонию "равняться не следует". Там, мол, закон о запрете корриды принят "исключительно из-за сепаратистских соображений" населения автономной области.
Комментатор Луис Ниньо добавляет, что эту традицию нельзя отменять по историческим соображениям. Он считает, что коррида стала частью национальной культуры — не за горами 500-летие со дня начала ее проведения в Мексике.
По данным историков, испанские конкистадоры начали устраивать в Мексике бои быков еще в XV веке. 13 августа 1529 года, спустя 8 лет после завоевания Эрнаном Кортесом древней столицы империи ацтеков Теночтитлана (нынешний Мехико), здесь состоялась первая коррида. При поддержке богатых сословий она начала быстро распространяться по мексиканской территории и к середине XVIII века стала традиционной.
Между тем, в Мексике число противников проведения коррид неуклонно растет, а вот ряды их почитателей медленно, но редеют год от года. Завсегдатаи таких зрелищ уже стали забывать, когда была до отказа заполнена главная арена для боя быков в Мехико, которая считается самой большой в мире.
Примечательно, что статистические данные свидетельствуют о том, что большинство мексиканцев выступает против проведения в стране коррид. При этом подобные зрелища в основном посещают граждане страны, возраст которых перевалил за 30 лет. Кроме того, по официальным данным, администрации стадионов для боев быков получают значительно больше прибыли от проведения концертов и других зрелищных мероприятий, нежели от представлений, для которых они предназначены.
Однако все доводы "за" и "против" пока никак не отразились на проведении в Мексике коррид, завезенных испанскими конкистадорами. Поэтому вопрос "Быть или не быть?" остается пока открытым, несмотря на растущее число сторонников запрета на проведение представлений, которые подпитывают зрителей изрядной дозой адреналина.
Источник: “Северный Кавказ”